Автор: Игорь "BioLogIn" Бугаенко
Журнал Game.EXE,
№ 10 (51) октябрь 1999
|
Представьте себе обычный российский ресторанчик, бывшую
легендарную общепитовскую столовую номер 7 (или даже 8, не
важно). Вы входите, садитесь за столик, делаете заказ. После
небольшой паузы официант приносит желанный бифштекс. Кусок мяса
обильно полит соусом, благоухает изысканными приправами и вообще
всячески возбуждает аппетит. Друзья много раз хвалили местную
кухню, и вы, естественно, спешите отведать это "фирменное
блюдо". Но вместо обещанной говядины, телятины или даже
зайчатины вы чувствуете на зубах.. заурядную морковку, картошку
или еще какой-нибудь корнеплод. Обидно, да?
А теперь, после этой гастрономической увертюры, давайте
вспомним, что мы слышали о "Князе" за всю его долгую
предрелизную историю. Вспомним, как в приступах безысходной
тоски по Diablo 2 и "Аллодам-3" в сотый раз с пятикратной лупой
в руках изучали шоты будущей игры… Но "Князь" наконец вышел. И
знаеье, что самое обидное? Все, что мы видели и слышали прежде,
– чистейшая правда. "Князь" – добротная игра с милой графикой,
кажущейся к месту и, несомненно, умелой музыкой, неплохо
скроенным сюжетом, бездной характеристик и всем-всем-всем, что
на роду написано любой стратегии/РПГ. Проблема в одном, и это,
увы, главное в данном случае – не совсем понятно, как во все это
играть. Что называется, за деревьями не видно леса…
Первое блюдо
Сначала – о приправах. Их есть, и есть их в приятном количестве.
Вся Лесная страна предусмотрительно разбита рекой на три части –
как раз по одной для викинга, славянина и византийца. Выбирайте
класс персонажа, обучайте его различным умениям – знахарству,
торговле, фехтованию или стрельбе, кузнечному или плотницкому
ремеслу, на любой вкус.
Герой готов, его зовут Драгомир, или Михаил, или Волк. Каждый
стартует в своей деревне, имея за душой строго персональные
навыки, а за спиной попутчиков. Крымляне больше всех любят мечи,
нординги – топоры, булавы и прочий берсеркерский инвентарь,
россы уважают луки. И лишь одна на всех у них проблема –
прорваться к реке, отгрохать мост и конфисковать оставшиеся
части Амулета у конкурентов.
Вот тут-то и обнаруживается основной изъян "Князя": пройти игру,
НЕ размахивая "этими грубыми железяками", просто невозможно (как
минимум, чтобы соорудить мост, вам придется давить мертвецов у
реки). Сам же процесс размахивания оказался утомительным
донельзя. Волей-неволей, столкнувшись с необходимостью столь
активной борьбы за выживание, на ум приходит Diablo. Само по
себе это подступное сравнение – русскоязычного "Князя" и
американскоговорящего "Дьявола" – не только не плохо, а даже
хорошо, но вот подсознание…
Мое тупое, жаждущее крови подсознание хочет от указательного
пальца десять и более кликов в секунду. А тут – кликнул на фраге
и сиди себе, лечи героя, ожидая, кто первый откинет копыта.
Такая схема (впрочем, чисто стратегическая, благодаря которой вы
и читаете этот материал в зеленой тетрадке журнала) отлично
работала в тех же "Аллодах", даже в WarCraft’е, но что она
делает в "Князе" – для меня так и осталось загадкой…
И еще… Помните, уважаемые, как вы все надрывно кричали: "Diablo
– попса, убийца мышей etc.", помните? Но вот вышел "Князь", и
оказалось: а иначе-то и нельзя, ибо, в противном случае, игровой
процесс мигом лишается динамичности и начинает походить на
какой-нибудь, прости господи, Panzer Generals. Или, в лучшем
случае, на Magic & Mayhem. Словом, где тут моя end-of-turn
button?Второе блюдо
Но черт с ним, с плащом. Слава богу, в одиночку ходить вас никто
не обязывает, можно набирать партию, правда, не больше своей
"харизмы" или десяти человек. Но – вот опять, западня! Формаций
нет, "горячих клавиш" на группы нет, держать строй отказываемся.
Последнее еще более удручает, ибо по системе "Князя" удар в
спину или в бок приравнивается к трем по морде лица. Вроде бы
логично, а на поверку, в итоге – неразбериха: когда к вам на
стрелку прибегают 15 аспидов, ты их, хочешь того или не, ни за
что не удержишь, сгрызут половину отряда. А пузырьки пить –
категорически не успеваем, а любимого healing spell’а (как и
любого другого) в игре нет, а… ОК, живых уводим. И тогда
вылезает гнусный баг, работа прозорливых вражеских
минеров-террористов – не иначе: за две клетки до партии все
оставшиеся злыдни как по команде останавливаются. Ждут. Еще
ждут. Чего ждут? Лечимся, воскрешаем падших. Повторяем все с
начала. Бррр…
Через полчаса охватывает чувство бессилия – что же это я? Что же
это со мной? Получается, ничегошеньки не понимаю?.. А может, так
все и задумывалось, а может, это и есть "правильная игра"?
Может, я так привык к Magic: the Gathering, что компьютерные
игры уже не воспринимаю? Может, тут МНЕ не дают, а вот ему
дадут, тебе дадут и даже соседа Василия – и то одарят? А потом
догонят и еще раз наградят? Может, чтобы научиться играть в
"Князя", недели мало, нужен месяц-квартал-год? Русь, птица,
понимаешь, тройка, дай ответ! Молчит, непутевая…
Третьего не дано…
И ведь есть, есть фенечки! Есть симпатичные побочные квесты &
крепко сбитый основной сюжет. Есть услада алхимика – всякие
смеси, взвеси, яды, масла etc. Есть даже "система визуализации"
персонажей, и она МНОГО лучше Diblo’вской – хотя бы тем, что все
вещи в inventory не убираются "за пазуху", а висят себе на
геройском поясе. Много всего, но хочется не подливки, а –
помните? – сочного фирменного бифштекса. А там… морковка.
Фальшивый заяц. НЕ ТО.
***
Журнал Game.EXE,
№ 11 (52) ноябрь 1999
Фрагмент рубрики "Дорогая редакция…" в которой журналисты
отвечают на письма читателей.
К вопросу о Князе…
Автор письма: Сергей
Арсеньев
Давно порывался написать вам, да все останавливался. Но, прочтя
в № 10'99 год рецензию на игру "Князь", не выдержал (наверное
зря, но все же). Нельзя давать рецензировать RPG
непрофессионалу! Да простит меня Игорь Бугаенко…
Да, в "Князе" заявлено, что это стратегия/RPG, но это скорее RPG
с элементами стратегии. Игорь – "стратег", и он абсолютно прав в
том, что как стратегия "Князь" слаб. Но если заметить, что
стратегии в нем от силы 10% (по крайней мере в варианте для
одного игрока; может быть в сетевом варианте это соотношение
изменится, и тогда всплывут описываемые Игорем недостатки
тактического управления). С другой стороны, отсутствие у вас
сильного отдела RPG не позволяет публиковать адекватные рецензии
на подобные игры (нет, конечно, рецензию на игру с элементами
RPG Вершинену написать удастся на все 100%). Но Давать игру, в
которой стратегия – лишь ролевой инструмент в развитии сюжета,
специалисту по стратегиям нельзя.
Если для него сюжет – это бэкграунд, то в RPG это один из трех
китов (второй – "нечто" под названием role-play, а третий –
развитие героя как личности), и требования к нему в этом жанре
самые строгие (даже по сравнению с квестами). И это в "Князе"
продумано на все 100 и составляет именно ту изюминку, благодаря
которой хочется играть в эту игру.
Да, со вторым "китом" здесь послабее. Role-play персонажей
(особенно второстепенных) сводится на нет из-за отсутствия
баланса. Там, например, битвы, выигрываемые тактически благодаря
луку, можно пересчитать по пальцам. Модели битвы действительно
не хватает продуманности основ современных RTS – раз уж заявили,
что стратегия в игре есть. А уж если бы авторы проработали
развитие возможностей тактического взаимодействия в бою – цены б
игре не было. Конечно, заметны и другие мелочи, мешающие играть,
но, повторяюсь, "Князь" все равно оставляет впечатление игры, в
которую стоит играть – но не как в стратегию, а как в RPG.
Оказавшись у вас в другом разделе, игра получила отрицательную
оценку – от того, для кого не была предназначена, и, думаю,
могла бы быть оценена совсем иначе, случись ей попасть в руки
RPG-отдела.
Отвечает: Олег
Хажинский
Уважаемый Сергей, позвольте вас поправить: вы не совсем точны,
называя Игоря Бугаенко непрофессионалом в области RPG. (Странно,
ужель вы думаете, что мы настолько никакие, что отдали бы игру –
причем зная о, мягко говоря, нестандартной жанровой ориентации
проекта – в руки человеку, который не знаком с жанром?) Итак,
это ошибка: Игорь безумно любит все игры с приставкой
"role-playing", переиграл во все мыслимые RPG и, в отличие от
меня, скажем, продолжает делать это до сих пор. Причем с
нарастающим драйвом. Скажу больше, я не могу заставить его
играть ни в одну стратегию – в интересах своей тетрадки, ибо ему
принципиально не интересны C&C-клоны и трехмерные
action/strategy, из которых в основном и состоит сегодня
стратегический "портфель".
Впрочем, все это лирика, не имеющая НИКАКОГО отношения к вашему
вопросу, или, если угодно, которая "объективка" на одного из
самых перспективных наших внештатных корреспондентов, которого
вы, походя, в чем-то там обвинили. Все, я спокоен.
Теперь о деле. На мой взгляд, 2.5 балла "Князю" - это адекватно.
И более чем честно. "Князь"… начался на волне успеха Diablo, в
попытке "расширить и углубить", поменял несколько команд
разработчиков (что совсем не помогло игре обрести свое лицо),
сорвал все возможные сроки выхода, успев устареть с
технологической точки зрения и, что во сто крат более важно, в
итоге потерял всю свою новизну: чтобы довести проект до конца,
авторам (среди которых, простите за откровенность, далеко не все
имели четкое представление о том, что есть ролевая игра)
пришлось отказаться от большинства по-хорошему сумасшедших,
амбициозных, интересных идей. В результате появился вторичный
гибрид "в стиле action", стратегия без баланса и элементов
тактического управления, Diablo (а это, как вы знаете, не совсем
"ролевик") без магии и случайных уровней, RPG без души. Впрочем…
стоп. Я погорячился. Душа – дело тонкое, и игру каждый человек
оценивает сам, и мнения в журнале суть субъективные мнения
людей, которые большую часть своего времени проводят, играя в
игры, и умеют кое-как выражать свои мысли на бумаге.
Недавно мы получили письмо от человека, который хочет
продолжения Evolution. Возможно, это единственный поклонник этой
игры в России. Его зацепило, значит… все было не зря. "Князь" не
произвел такого впечатления на журнал, на меня, на Игоря
(страшно предположить, какую оценку получила бы игра в разделе
Скара)… Так что "два с плюсом" – это совсем не плохо. Это уже
половина "пятерки", а пятерок мы не ставим никому… Разве что
Homeworld. Чувствуете разницу?
Что же до собственно ролевых игр, к которым вы причисляете
"Князя"… Знаете, я сильно сомневаюсь, что у нас, в России,
вообще хватает ресурсов, чтобы создать в этом жанре что-то
полноценное, настоящее, во что денно и нощно играет тот же Скар.
Или тот же Игорь. Больно сложное, дорогое и неблагодарное это
дело.
Отвечает: Игорь
Бугаенко
Знаете, в какую игру я рублюсь уже две недели кряду? Betrayal at
Krondor. Невзирая на графику и звук образца лохматого 1993 года.
Причем рублюсь далеко не по первому разу. И вообще, это лучшая
RPG на сегодня, даже BG при всей его…
Ладно, если откровенно, глубоко фиолетово (deep purple),
"профессионал" ли я каком-либо жанре. Зато меня цепляет то, как
ИГРАЕТСЯ в ту или иную игру. И если ИГРАТЬ – скучно, то тут,
простите, никакой жанр не поможет. Особенно если его и в помине
нет, а черт-те-что-и-с-боку-бантик. Увы, с "Князем" именно такая
ситуация.
Как отмечалось вами, Сергей, в "Князе" есть сюжет, графика,
звук. Там вообще много чего есть. Проблема в другом – я не нашел
там играбельности. Той самой "фишки", которую в УЧУ почитают
главной. Впрочем, не вижу смысла повторяться – см. рецензию. Вы,
уважаемый Сергей, эту самую играбельность в "Князе" нашли. Что
ж, могу за вас только порадоваться, вы не зря потратили свои
кровные на коробку. Это лишний раз подтверждает теорию ОМХ, что
у каждой игры есть свой игрок. Просто в ЛЮБОЙ игре – в русской
ли, в японской, в стратегии, в RPG, в квесте, в игре от "1С" или
от "Westwood" - нужен баланс всех ее составляющих. В случае с
"Князем" баланс и рядом не лежал. В ущерб всему остальному
загублена играбельность, и это, извините, не лечится.
И все же: стратегия или RPG? Может быть, вы правы, и здесь
больше RPG, может быть… Но ведь от перемены слагаемых (а игра, в
самом деле, могла бы пойти и у г-на Скара в тетрадке) сумма не
меняется, верно?
|
Жанр: strategy/RPG
Разработчик: 1С
Издатель: 1C
Сложность: Средняя
Интересность: 2.5 |
Графика: 4
Музыка: 4
Звук: 4
Управление: 3
Сюжет: 4 |
|
Требования: Windows 95/98/NT, Pentium 133, 32 Mb RAM,
SVGA (2 Mb), DirectX 6.0.
Вердикт: Серьезная мичуринская (а значит – благородная и
всячески заслуживающая одобрения) попытка скрестить
культовое Diablo с тактикой культовых же "Аллодов" не
увенчалась успехом. А жаль… Какой бы мог быть слон!..
|
|