Князь Легенды Лесной Страны ||| Рецензия

 

Автор: Игорь "BioLogIn" Бугаенко 
Журнал Game.EXE, № 10 (51) октябрь 1999 
Представьте себе обычный российский ресторанчик, бывшую легендарную общепитовскую столовую номер 7 (или даже 8, не важно). Вы входите, садитесь за столик, делаете заказ. После небольшой паузы официант приносит желанный бифштекс. Кусок мяса обильно полит соусом, благоухает изысканными приправами и вообще всячески возбуждает аппетит. Друзья много раз хвалили местную кухню, и вы, естественно, спешите отведать это "фирменное блюдо". Но вместо обещанной говядины, телятины или даже зайчатины вы чувствуете на зубах.. заурядную морковку, картошку или еще какой-нибудь корнеплод. Обидно, да? 

А теперь, после этой гастрономической увертюры, давайте вспомним, что мы слышали о "Князе" за всю его долгую предрелизную историю. Вспомним, как в приступах безысходной тоски по Diablo 2 и "Аллодам-3" в сотый раз с пятикратной лупой в руках изучали шоты будущей игры… Но "Князь" наконец вышел. И знаеье, что самое обидное? Все, что мы видели и слышали прежде, – чистейшая правда. "Князь" – добротная игра с милой графикой, кажущейся к месту и, несомненно, умелой музыкой, неплохо скроенным сюжетом, бездной характеристик и всем-всем-всем, что на роду написано любой стратегии/РПГ. Проблема в одном, и это, увы, главное в данном случае – не совсем понятно, как во все это играть. Что называется, за деревьями не видно леса…

Первое блюдо

Сначала – о приправах. Их есть, и есть их в приятном количестве. Вся Лесная страна предусмотрительно разбита рекой на три части – как раз по одной для викинга, славянина и византийца. Выбирайте класс персонажа, обучайте его различным умениям – знахарству, торговле, фехтованию или стрельбе, кузнечному или плотницкому ремеслу, на любой вкус. 

Герой готов, его зовут Драгомир, или Михаил, или Волк. Каждый стартует в своей деревне, имея за душой строго персональные навыки, а за спиной попутчиков. Крымляне больше всех любят мечи, нординги – топоры, булавы и прочий берсеркерский инвентарь, россы уважают луки. И лишь одна на всех у них проблема – прорваться к реке, отгрохать мост и конфисковать оставшиеся части Амулета у конкурентов. 

Вот тут-то и обнаруживается основной изъян "Князя": пройти игру, НЕ размахивая "этими грубыми железяками", просто невозможно (как минимум, чтобы соорудить мост, вам придется давить мертвецов у реки). Сам же процесс размахивания оказался утомительным донельзя. Волей-неволей, столкнувшись с необходимостью столь активной борьбы за выживание, на ум приходит Diablo. Само по себе это подступное сравнение – русскоязычного "Князя" и американскоговорящего "Дьявола" – не только не плохо, а даже хорошо, но вот подсознание… 

Мое тупое, жаждущее крови подсознание хочет от указательного пальца десять и более кликов в секунду. А тут – кликнул на фраге и сиди себе, лечи героя, ожидая, кто первый откинет копыта. Такая схема (впрочем, чисто стратегическая, благодаря которой вы и читаете этот материал в зеленой тетрадке журнала) отлично работала в тех же "Аллодах", даже в WarCraft’е, но что она делает в "Князе" – для меня так и осталось загадкой… 

И еще… Помните, уважаемые, как вы все надрывно кричали: "Diablo – попса, убийца мышей etc.", помните? Но вот вышел "Князь", и оказалось: а иначе-то и нельзя, ибо, в противном случае, игровой процесс мигом лишается динамичности и начинает походить на какой-нибудь, прости господи, Panzer Generals. Или, в лучшем случае, на Magic & Mayhem. Словом, где тут моя end-of-turn button?

Второе блюдо

Но черт с ним, с плащом. Слава богу, в одиночку ходить вас никто не обязывает, можно набирать партию, правда, не больше своей "харизмы" или десяти человек. Но – вот опять, западня! Формаций нет, "горячих клавиш" на группы нет, держать строй отказываемся. Последнее еще более удручает, ибо по системе "Князя" удар в спину или в бок приравнивается к трем по морде лица. Вроде бы логично, а на поверку, в итоге – неразбериха: когда к вам на стрелку прибегают 15 аспидов, ты их, хочешь того или не, ни за что не удержишь, сгрызут половину отряда. А пузырьки пить – категорически не успеваем, а любимого healing spell’а (как и любого другого) в игре нет, а… ОК, живых уводим. И тогда вылезает гнусный баг, работа прозорливых вражеских минеров-террористов – не иначе: за две клетки до партии все оставшиеся злыдни как по команде останавливаются. Ждут. Еще ждут. Чего ждут? Лечимся, воскрешаем падших. Повторяем все с начала. Бррр… 

Через полчаса охватывает чувство бессилия – что же это я? Что же это со мной? Получается, ничегошеньки не понимаю?.. А может, так все и задумывалось, а может, это и есть "правильная игра"? Может, я так привык к Magic: the Gathering, что компьютерные игры уже не воспринимаю? Может, тут МНЕ не дают, а вот ему дадут, тебе дадут и даже соседа Василия – и то одарят? А потом догонят и еще раз наградят? Может, чтобы научиться играть в "Князя", недели мало, нужен месяц-квартал-год? Русь, птица, понимаешь, тройка, дай ответ! Молчит, непутевая…

Третьего не дано…

И ведь есть, есть фенечки! Есть симпатичные побочные квесты & крепко сбитый основной сюжет. Есть услада алхимика – всякие смеси, взвеси, яды, масла etc. Есть даже "система визуализации" персонажей, и она МНОГО лучше Diblo’вской – хотя бы тем, что все вещи в inventory не убираются "за пазуху", а висят себе на геройском поясе. Много всего, но хочется не подливки, а – помните? – сочного фирменного бифштекса. А там… морковка. Фальшивый заяц. НЕ ТО.

***

Журнал Game.EXE, № 11 (52) ноябрь 1999 
Фрагмент рубрики "Дорогая редакция…" в которой журналисты отвечают на письма читателей.

К вопросу о Князе…

Автор письма: Сергей Арсеньев 

Давно порывался написать вам, да все останавливался. Но, прочтя в № 10'99 год рецензию на игру "Князь", не выдержал (наверное зря, но все же). Нельзя давать рецензировать RPG непрофессионалу! Да простит меня Игорь Бугаенко… 

Да, в "Князе" заявлено, что это стратегия/RPG, но это скорее RPG с элементами стратегии. Игорь – "стратег", и он абсолютно прав в том, что как стратегия "Князь" слаб. Но если заметить, что стратегии в нем от силы 10% (по крайней мере в варианте для одного игрока; может быть в сетевом варианте это соотношение изменится, и тогда всплывут описываемые Игорем недостатки тактического управления). С другой стороны, отсутствие у вас сильного отдела RPG не позволяет публиковать адекватные рецензии на подобные игры (нет, конечно, рецензию на игру с элементами RPG Вершинену написать удастся на все 100%). Но Давать игру, в которой стратегия – лишь ролевой инструмент в развитии сюжета, специалисту по стратегиям нельзя. 

Если для него сюжет – это бэкграунд, то в RPG это один из трех китов (второй – "нечто" под названием role-play, а третий – развитие героя как личности), и требования к нему в этом жанре самые строгие (даже по сравнению с квестами). И это в "Князе" продумано на все 100 и составляет именно ту изюминку, благодаря которой хочется играть в эту игру. 

Да, со вторым "китом" здесь послабее. Role-play персонажей (особенно второстепенных) сводится на нет из-за отсутствия баланса. Там, например, битвы, выигрываемые тактически благодаря луку, можно пересчитать по пальцам. Модели битвы действительно не хватает продуманности основ современных RTS – раз уж заявили, что стратегия в игре есть. А уж если бы авторы проработали развитие возможностей тактического взаимодействия в бою – цены б игре не было. Конечно, заметны и другие мелочи, мешающие играть, но, повторяюсь, "Князь" все равно оставляет впечатление игры, в которую стоит играть – но не как в стратегию, а как в RPG. Оказавшись у вас в другом разделе, игра получила отрицательную оценку – от того, для кого не была предназначена, и, думаю, могла бы быть оценена совсем иначе, случись ей попасть в руки RPG-отдела. 

Отвечает: Олег Хажинский 

Уважаемый Сергей, позвольте вас поправить: вы не совсем точны, называя Игоря Бугаенко непрофессионалом в области RPG. (Странно, ужель вы думаете, что мы настолько никакие, что отдали бы игру – причем зная о, мягко говоря, нестандартной жанровой ориентации проекта – в руки человеку, который не знаком с жанром?) Итак, это ошибка: Игорь безумно любит все игры с приставкой "role-playing", переиграл во все мыслимые RPG и, в отличие от меня, скажем, продолжает делать это до сих пор. Причем с нарастающим драйвом. Скажу больше, я не могу заставить его играть ни в одну стратегию – в интересах своей тетрадки, ибо ему принципиально не интересны C&C-клоны и трехмерные action/strategy, из которых в основном и состоит сегодня стратегический "портфель". 

Впрочем, все это лирика, не имеющая НИКАКОГО отношения к вашему вопросу, или, если угодно, которая "объективка" на одного из самых перспективных наших внештатных корреспондентов, которого вы, походя, в чем-то там обвинили. Все, я спокоен. 

Теперь о деле. На мой взгляд, 2.5 балла "Князю" - это адекватно. И более чем честно. "Князь"… начался на волне успеха Diablo, в попытке "расширить и углубить", поменял несколько команд разработчиков (что совсем не помогло игре обрести свое лицо), сорвал все возможные сроки выхода, успев устареть с технологической точки зрения и, что во сто крат более важно, в итоге потерял всю свою новизну: чтобы довести проект до конца, авторам (среди которых, простите за откровенность, далеко не все имели четкое представление о том, что есть ролевая игра) пришлось отказаться от большинства по-хорошему сумасшедших, амбициозных, интересных идей. В результате появился вторичный гибрид "в стиле action", стратегия без баланса и элементов тактического управления, Diablo (а это, как вы знаете, не совсем "ролевик") без магии и случайных уровней, RPG без души. Впрочем… стоп. Я погорячился. Душа – дело тонкое, и игру каждый человек оценивает сам, и мнения в журнале суть субъективные мнения людей, которые большую часть своего времени проводят, играя в игры, и умеют кое-как выражать свои мысли на бумаге. 

Недавно мы получили письмо от человека, который хочет продолжения Evolution. Возможно, это единственный поклонник этой игры в России. Его зацепило, значит… все было не зря. "Князь" не произвел такого впечатления на журнал, на меня, на Игоря (страшно предположить, какую оценку получила бы игра в разделе Скара)… Так что "два с плюсом" – это совсем не плохо. Это уже половина "пятерки", а пятерок мы не ставим никому… Разве что Homeworld. Чувствуете разницу? 

Что же до собственно ролевых игр, к которым вы причисляете "Князя"… Знаете, я сильно сомневаюсь, что у нас, в России, вообще хватает ресурсов, чтобы создать в этом жанре что-то полноценное, настоящее, во что денно и нощно играет тот же Скар. Или тот же Игорь. Больно сложное, дорогое и неблагодарное это дело. 

Отвечает: Игорь Бугаенко 

Знаете, в какую игру я рублюсь уже две недели кряду? Betrayal at Krondor. Невзирая на графику и звук образца лохматого 1993 года. Причем рублюсь далеко не по первому разу. И вообще, это лучшая RPG на сегодня, даже BG при всей его… 

Ладно, если откровенно, глубоко фиолетово (deep purple), "профессионал" ли я каком-либо жанре. Зато меня цепляет то, как ИГРАЕТСЯ в ту или иную игру. И если ИГРАТЬ – скучно, то тут, простите, никакой жанр не поможет. Особенно если его и в помине нет, а черт-те-что-и-с-боку-бантик. Увы, с "Князем" именно такая ситуация. 

Как отмечалось вами, Сергей, в "Князе" есть сюжет, графика, звук. Там вообще много чего есть. Проблема в другом – я не нашел там играбельности. Той самой "фишки", которую в УЧУ почитают главной. Впрочем, не вижу смысла повторяться – см. рецензию. Вы, уважаемый Сергей, эту самую играбельность в "Князе" нашли. Что ж, могу за вас только порадоваться, вы не зря потратили свои кровные на коробку. Это лишний раз подтверждает теорию ОМХ, что у каждой игры есть свой игрок. Просто в ЛЮБОЙ игре – в русской ли, в японской, в стратегии, в RPG, в квесте, в игре от "1С" или от "Westwood" - нужен баланс всех ее составляющих. В случае с "Князем" баланс и рядом не лежал. В ущерб всему остальному загублена играбельность, и это, извините, не лечится. 

И все же: стратегия или RPG? Может быть, вы правы, и здесь больше RPG, может быть… Но ведь от перемены слагаемых (а игра, в самом деле, могла бы пойти и у г-на Скара в тетрадке) сумма не меняется, верно? 
Жанр: strategy/RPG 
Разработчик:  
Издатель: 1C 
Сложность: Средняя 
Интересность: 2.5
Графика: 4 
Музыка: 4 
Звук: 4 
Управление: 3 
Сюжет: 4

Требования
: Windows 95/98/NT, Pentium 133, 32 Mb RAM, SVGA (2 Mb), DirectX 6.0.

Вердикт
: Серьезная мичуринская (а значит – благородная и всячески заслуживающая одобрения) попытка скрестить культовое Diablo с тактикой культовых же "Аллодов" не увенчалась успехом. А жаль… Какой бы мог быть слон!.. 

 

 Game.exe
№ 10 (51), октябрь 1999
 

 

назад

 

     

Сайт создан в системе uCoz